16 сентября 2015 г. в Центре импортозамещения в ЛЕНЭКСПО состоялось очередное общее собрание членов АПП СПб.
Присутствовали руководители предприятий, члены и партнеры АПП СПб, их заместители и приглашенные – всего 67 человек.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. О стратегии Правительства Санкт-Петербурга по поддержке промышленности до 2020г. в рамках «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года».
Докладчик: вице-губернатор Санкт-Петербурга Мовчан Сергей Николаевич.
2. О результатах работы промышленности Санкт-Петербурга за 9 месяцев и о выработке антикризисных мероприятий, обеспечивающих работу промышленности.
Докладчик: Заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Тальнишних Сергей Андреевич.
3. О мерах, принимаемых Правительством Санкт-Петербурга по сдерживанию тарифов на 2015-2017г.г.
Докладчик: Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Коптин Дмитрий Викторович.
С вступительным словом выступил Президент Ассоциации Радченко В.А.
В настоящее время в промышленности города наблюдается ряд положительных тенденций: за январь – июль прирост оборота обрабатывающих производств составил 7,2% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, возросла численность занятых в обрабатывающих производствах и средняя заработная плата, продолжает увеличиваться сальдированный финансовый результат.
Вместе с тем в развитии промышленного производства в Санкт-Петербурге наметился ряд отрицательных тенденций:
• снизился индекс промышленного производства за январь-июль этого года на 8,2%.
• снизились продажи в таких высокотехнологичных и наукоемких производствах как производство машин и оборудования, производство радиоэлектроники, производство транспортных средств.
• сократились инвестиции в обрабатывающие производства.
• снизился объем поставок по экспорту.
Основными причинами этих отрицательных тенденций стали рост издержек промышленности в связи увеличением практически вдвое курса доллара и кредитных ставок в связи с вводом экономических санкций, возникли трудности с поставкой импортных комплектующих. В последние месяцы произошел рост издержек промышленности в связи с ростом тарифов на электроэнергию. Возможно возникновение дополнительных рисков при реализации новой редакции федерального закона о государственном оборонном заказе. Одной из важных причин возникновения отрицательных тенденций в экономике города является неполное использование потенциально возможного платежеспособного спроса со стороны федерального и городского бюджетов.
1. О стратегии Правительства Санкт-Петербурга по поддержке промышленности до 2020г. в рамках стратегии 2030г.
Докладчик: вице-губернатор Санкт-Петербурга Мовчан С.Н.
Мовчан С.Н. отметил, что спад промышленного производства не прекратился, основные экономические показатели продолжают ухудшаться.
Для реализации Постановления Правительства С-Пб №495 от 23.06.2014г. на ближайшие 6 лет предусмотрено выделение 12,5 млрд.руб по государственным программам. Конечно, недопустимо такое отношение к инвестиционным средствам, о которых сказал Президент Ассоциации: выделяемые из бюджета деньги нужно осваивать!
Все меры государственной поддержки будут сохранены! Задача КППИ и Ассоциации – довести до сведения предприятий информацию о мерах поддержки. Серьезным инструментом для реализации программ поддержки должен стать Центр импортозамещениия в ЛЕНЭКСПО.
Мовчан С.Н. обратил внимание присутствующих, что главным условием господдержки является вклад в экономику Санкт-Петербурга, социальная значимость проекта. Правительство Санкт-Петербурга ждет предложений от СПП и АПП.
Выступили:
Куляница Л.Ф.:
Необходимо изменить подход к проблеме энергосбережения: в течение длительного времени вопрос не решается. Потенциальная емкость ресурсов: экономия около 1млн. условных тонн топлива.
В течение длительного времени не исполняются требования ФЗ-261 от 23.11.2009г. (в ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Санкт-Петербурга №1257 от 11.11.2009г. «О концепции повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения», постановление Правительства Санкт-Петербурга №930 от 27.07.2010г. (в ред. от 24.02.2011г.) «О региональной программе Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Упущенная выгода промышленности по предварительным расчетам составляет до 5 млрд. руб. в год с соответствующими налоговыми непоступлениями в бюджет города. При этом вместо декларируемого снижения размера платежей промышленности наблюдается непрерывный рост тарифов.
Сегодня КППИ СПб оказывает помощь отдельным предприятиям в виде субсидирования работ по энергосбережению, но по объему эта помощь не отвечает возможностям и потребностям промышленности и города.
Считаем возможным Комитету по промышленной политике и инновациям СПб (КППИ СПб) выступить Заказчиком по комплексу работ связанных с повышением энергетической эффективности в промышленности и возможности оснащения предприятий ТЭК продукцией промышленности собственного производства.
Кроме того, необходимо менять принципы тарифного регулирования, - от непрерывного роста тарифов к стимулированию внедрения энергосберегающих технологий.
Наши предложения направлены в Правительство Санкт-Петербурга.
Ломако И.В.:
Энергосбережение надо заниматься СИСТЕМНО! Потенциал энергосбережения составляет около 100 млрд.рублей.
Радченко В.А.:
В «Стратегии…» заданы параметры роста, но при этом необходимо усилить роль промышленности в развитии города, а конкретные показатели необходимо корректировать каждые пять лет, ситуация в экономике меняется.
Постановили:
Принять к сведению сообщение вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н. о работе Правительства города по развитию промышленного производства в рамках «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Ассоциации совместно с промышленными предприятиями проработать «Стратегию…», в случае необходимости – подготовить предложения в Правительство С-Пб.
Использовать в работе промышленных предприятий возможности вновь открытого Центра импортозамещения в ЛЕНЭКСПО.
Ассоциации совместно с Комитетом по энергетике Санкт-Петербурга принять участие в подготовке программы энергосбережения.
2. О результатах работы промышленности Санкт-Петербурга за 9 месяцев и о выработке антикризисных мероприятий, обеспечивающих работу промышленности.
Докладчик: Заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Тальнишних С.А.
В докладе Тальнишних С.А. сообщил о результатах работы промышленности за 9 мес. текущего года.
По итогам января-июля 2015 года индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 91,8%.
Среди важнейших видов продукции увеличилось производство:
- турбин – в 2,8 раза;
- радио- и телевизионной передающей аппаратуры – на 41,6%;
- тракторов для сельского и лесного хозяйства – на 8,3%.
В январе-июле 2015 года в Санкт-Петербурге отгружено промышленной продукции на сумму 1 243,5 млрд. рублей (105,6% к январю-июлю 2014 года).
Доля Санкт-Петербурга в общем объеме машиностроительной продукции по России составляет – 10,5% (информация Росстата за январь-июнь 2015 года).
Численность работников промышленных предприятий по данным Петростата в январе-июне 2015 года составила 343,1 тыс. человек (99,4% к первому полугодию 2014 года), среднемесячная заработная плата работников в промышленности – 46,4 тыс. рублей (108,7 % к январю-июню 2014 года).
Вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим – 37,6% (по итогам первого полугодия 2015 года).
Комитетом разработаны и внедряются мероприятия по финансовой поддержке предприятий. Вся информация имеется на сайте Комитета.
Принято 24 федеральные программы, на которые предусмотрено выделение 8,8 млрд.руб., - в основном на компенсации ставок по кредитам.
Составлен перечень предприятий, оказывающих существенное влияние на экономику Санкт-Петербурга.
Проводится работа по созданию каталога оборудования, каталога продукции промышленных предприятий для городского заказа.
Выступили:
Радченко В.А.:
Принят федеральный закон ФЗ-159, который вносит изменения в ФЗ «О государственном оборонном заказе». По информации от предприятий, входящих в АПП, возникнут трудности с исполнением ГОЗ.
Считаем необходимым применять на практике Ст.18 федерального закона №488 от 14.12.2014г. «О промышленной политике» - привлекать промышленные предприятия Санкт-Петербурга для исполнения городского заказа. Для переориентации городского бюджета на интересы нашей промышленности нужна новая программа, которая даст возможность промышленным предприятиям участвовать в городских программах.
Скачков М.М.: Высказал слова благодарности в адрес Правительства С-Пб за формирование программ субсидирования. Но в цифрах это сегодня: 8 программ на сумму 240 млн.руб. Хорошо, но этого не достаточно! Кроме того, «поддержка» - это приобретение продукции предприятия. У нас есть проект «Безопасный город», есть технические средства, программное обеспечение, - все это мирового уровня! Нужна реальная поддержка, - т.е. заказы, от локальных проектов до «глобальных», с использованием только отечественной, нашей элементной базы. Препятствием является и действующее законодательство, включая федеральные законы №44 и №223.
Казаченко А.Т.: Приведу пример из практики нашего предприятия («Алтек»). Мы производим средства неразрушающего контроля. Минимум продаж у нас – в Санкт-Петербурге! Ни ГУП «Водоканал», ни Метрополитен – не покупают! Надо менять эту ситуацию. В Ассоциации мы находим полное понимание.
Мовчан С.Н.:
Проблему понимаем, она носит системный характер. Может, потребители (Водоканал и Метрополитен) связаны уже действующими контрактами, - надо разбираться! Для этого и создавали Центр импортозамещения.
Начнем перестраивать структуру взаимодействия.
Постановили:
Принять к сведению сообщение заместителя Председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Тальнишних С.А. об итогах развития промышленности за период с января по июль 2015г.
Считать важнейшими направлениями развития промышленности города путем вовлечения в производство резервов платежеспособного спроса за счет:
• разработки долгосрочной программы по привлечению промышленности города к выполнению городского заказа.
• установления приоритета для промышленных предприятий на основе Федерального закона от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (Ст.18).
• выполнения требования Президента РФ по допуску на наш рынок иностранных производителей только при условии создания совместных производств с высокой степенью локализации.
Ассоциации совместно с КППИ организовать работу по привлечению промышленных предприятий Санкт-Петербурга к исполнению государственного заказа на уровне города, района, муниципального образования. Денежные средства из бюджета города, выделяемые на государственный заказ не должны уходить, - должны быть направлены на промышленные предприятия города.
Ассоциации совместно с КППИ организовать работу по информированию и вовлечению промышленных предприятий в программы субсидирования из местного и федерального бюджетов.
Ассоциации совместно с КППИ получить от промышленных предприятий информацию о наличии или об отсутствии проблемных вопросов, связанных с применением на практике федерального закона «О государственном оборонном заказе» с изменениями, внесенными федеральным законом ФЗ-159 «Об изменениях в федеральный закон «О государственном оборонном заказе», - для подготовки совещания с участием представителей государственных ведомств. Срок проведения совещания – октябрь 2015г.
3. О мерах, принимаемых Правительством Санкт-Петербурга по сдерживанию тарифов на 2015-2017г.г.
Докладчик: Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Коптин Дмитрий Викторович.
Коптин Д.В. изложил историю вопроса: рост тарифов на передачу электроэнергии, связанный с финансовым состояние «Ленэнерго». Рост тарифа на передачу эл.энергии должен был составить для одноставочного более 50%, для двухставочного тарифа – более 20%, - в соответствии с решениями Федеральной службы по тарифам РФ. Усилиями СПП и АПП были приняты решения о поэтапном увеличении тарифов, с очередным повышением на 19% с 01.12.2015г. После этого ОАО «Ленэнерго» обжаловало решение и настаивает на увеличении тарифа с 01 октября.
В настоящее время Комитет работает над программой изменения тарифов до 2020г. Считаем, что повышение тарифа не должно быть более 15% в год.
Вторая составляющая стоимости эл.энергии – цена на оптовом рынке, - она растет, причем растет на федеральном уровне, влиять на этот рост мы не можем. Комитет готовит обращение в Правительство РФ.
Имеется еще одна проблема: избыток генерирующих мощностей. Строили на перспективу, а фактически идет снижение потребления. При этом осуществляется перераспределение, но избыток сохраняется.
Выступили:
Куляница Л.Ф.: С одной стороны мы говорим о дефиците мощности и эл.энергии, с другой – практически не работаем над проблемой энергосбережения, которая позволит высвободить около 1 млн. т у.т., т.е. около 20%.
Радченко В.А.:
По тарифам на передачу эл.энергии: в связи с их беспрецедентным ростом, СПП и АПП, выступая с единой позицией, для того, чтобы избежать резкого повышения тарифов, предлагали и настаиваем на том, чтобы:
- реализацию приказа ФСТ о повышении тарифов провести поэтапно, путем прироста к тарифу соответствующего года в течение трех лет;
- ввести увеличение тарифов на передачу электроэнергии с 1 декабря 2015г. в размере, не превышающем:
1) по диапазону напряжения СН-II – 19%;
2) по диапазону напряжения ВН – 10%.
Постановили:
Принять к сведению сообщение Председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Коптина Д.В.
Подготовить обращение к Президенту РФ Путину В.В. о поэтапной реализации приказа Федеральной Службы по тарифам от 24.06.2015г. №1268-д.
4. Разное.
Радченко В.А. сообщил о необходимости внесения изменений в Устав Ассоциации в связи с тем, что действующая редакция ограничивает участие в Ассоциации организаций, предприятий, организаций, которые осуществляют свою деятельность не в сфере промышленного производства.
Радченко В.А. сообщил о необходимости внесения изменений в Устав Ассоциации в связи с тем, что действующая редакция ограничивает участие в Ассоциации организаций, предприятий, организаций, которые осуществляют свою деятельность не в сфере промышленного производства.
Пункт 7.3 Устава: «Членами Ассоциации могут быть любые юридические лица – коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере промышленного производства, научных исследований и разработок в области деятельности членов Ассоциации, признающие её Устав, уплатившие вступительный взнос и способные внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед Ассоциацией».
Предлагается пункт 7.3 Устава изложить в следующей редакции:
«Членами Ассоциации могут быть любые юридические лица – коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере промышленного производства, научных исследований и разработок в области деятельности членов Ассоциации, в банковской сфере, в области страхования, строительства и других видах деятельности, не запрещенных действующим законодательством РФ, и признающие её Устав, уплатившие вступительный взнос и способные внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед Ассоциацией».
Решение об изменении в Устав Ассоциации принято единогласно.